Я фанат!

Фан-клуб Тяжёлый рок и металл

Сейчас ты вот здесь: Фан-Партия  →  Фан-клубы в разделе Музыка  → Тяжёлый рок и металл  →  Трибуна

Отзыв Все Отзывы Написать Отзыв

Тяжёлый рок и металл

Подготавливая вступительное слово к отчету о данном событии, очень хочется не изолгаться и не впасть в чрезмерный пафос. Однако основные черты многогранного феномена Mastodon все же не могут быть поданы без какой-либо помпы. Аудитория группы необычайно широка: от хардкорщиков и металлистов до любителей инди-рока и не только (снобистский он-лайн-журнал Pitchfork делал реверансы в сторону наших героев), таковы и стилистические рамки: всплывают слова «сладж», «грув-металл», «прог-рок», нагнетают атмосферу определения «техникал» и «прогрессив» и концептуальные старания коллектива… Итак, значимая музыкальная единица современной тяжелой сцены, успешно фигурирующая уже как часть творящейся здесь и сейчас истории. Да, безнадежно, пафос -таки зашкалил… Но 3 июля в Санкт-Петербурге было не так: не было звездности, снобизма, в общем каких-либо показателей overrated band, да и сам билет на событие стоил очень недорого…
Прежде имел место разогрев. Один из самых известных питерских коллективов Misanthrope Count Mercyful в очередной раз выполнил эту функцию. Безусловно, точки соприкосновения с группой-гвоздем вечера у MCM были: грув-металическая составляющая и модерновость звучания, однако их предсказуемый стиль никак не подготавливал к восприятию неоднозначных в стилевом отношении Mastodon. Сыграно было крепко, приземисто, но ничем в своем выступлении группа не смогла ответить на коренной вопрос: «Зачем?». Отыграв последним заводной кавер на Ramones, зубры питерской сцены открыли дорогу ожиданию главного перформанса вечера от зубров сцены мировой.
…Удивило сравнительно небольшое количество народа для первого визита властителей умов, так как, как уже указывалось, это событие должно было бы по идее радовать не один лагерь. Специфичны ли Mastodon? Пожалуй, но степень их своеобразности не выше, чем у других грувоватых прогеров, бывших в Санкт-Петербурге весной и собравших больше. Зато не было и проходного люда; Mastodon притянули прежде всего своих преданных фанатов (которых было легко узнать по футболкам) и сочувствующих, понимающих, что, как и для чего делается этим коллективом. Кстати говоря, мерч, продававшийся на концерте был скорее не Mastodon-а, а по его мотивам, эдаким развивающим отдельные образы альбомов группы. Забегая вперед скажу, что художественный контекст самой группы с визуальной стороны заключался в мягких сине-зеленых цветах фона в духе пост-метала и в целом неагрессивно меняющегося света.
Итак, в 21:00 с небольшим горячо ожидаемые монстры вышли на сцену, и с места в карьер понеслась фирменная открывашка “Iron Tusk”. Начнем с того, что Mastodon концертный качает. То есть, их магнетизм при любом раскладе касается именно крепкой и жирной ритм-основы. Это прет наружу не только в раннем материале с более мясным вектором, но и в позднем артовом творчестве. Американцы не жалеют тяжести, чтобы наполнить смыслом традиционно-сладжевое определение «crushing». Это касается, прежде всего, гитар, но и интенсивная джазовитая игра барабанщика, конечно, добавляет грома. Кровь, которой для Mastodon-а должны быть мелодии, была по обыкновению особенно ощутима на вкус во вступлениях к ряду песен и, например, в запоминающемся «южном» соло-проигрыше в “Megalodon”. Звук был мощным и достаточно хорошо читаемым, достигая идеала по центру; по краям же вокал порою перекрывался инструменталом, но и это, нужно сказать, вполне вписывается в эстетику группы, вышедшей из мятежных огня и воды. Это был не Ад (стершаяся метафора, которая больше подходила к недавнему Slipknot-у), но Одиссея – с трудностями и их преодолением, выраженными в гротесковых аккордах и мелодическом возрождении.
Mastodon играют много, сетлист велик и отражает все этапы эволюции команды: от мощного техничного сладжа первого альбома через внедрение мелодики к металлу, многим, в том числе и атмосферой, отсылающему к старинному прог-року. Наиболее слабо в количественном отношении были отражены первый и последний альбомы («Remission» выразился в 3-х песнях, как «Crack the Sky» – если не упоминать, что одна из них была эпиком “The Czar”). Простор был закономерно отдан материалу дисков периода расцвета – 2004 и 2006 гг – представляющих соответственно Воду и Землю. Особенно велика была роль линейки песен с «Blood Mountain» после “Царя”, главная из которых – агрессивная “The Wolf Is Loose”, воплотившая начало 2-й части концерта с еще более жестким и экспрессивным содержанием. Глубоко логичным ходом было завершить вечер кавером на универсальных учителей сладжа Melvins – образцом чистого сладжевого кача. При всем при этом (17 исполненных композиций, одна из которых 10-минутная) концерт ничуть не показался длинным, напротив – все пролетело перед глазами/ушами в один момент – возможно, благодаря дару Mastodon играть прогрессив-металл преимущественно в малых формах. Факт остается фактом – показалось не много, а даже мало. Конечно, сыграла роль и подача материла в безостановочно-неутомимой манере: обычно не успевало пройти и 5-7 секунд прежде чем начиналось исполнение следующей композиции. Но важен был и необыкновенный драйв и кач, который создавался профессионалами в своем деле явно не по привычке, а от большой души. И, понятное дело, единственным более сдержанным, отстраненно-проговым номером был “The Czar”, да и то в 1-й своей части и в финале, но американцы и там не дали себе как следует отдохнуть (хотя своеобразный антракт напрашивался сам собой) – гуру Бренн Дэйлор поспешил отбомбить вступление “Волка на свободе”. И тут, остановившись, пожалуй, на самой взрывной и агрессивной композиции сета, имеет смысл сказать о реакциях зала на происходящее. Тут был и слэм недалеко от сцены по центру, и периодический крауд-сёрфинг, и (что особо любо сердцу в жаркие погоды) катапультирования рассеивающих живительную влагу бутылок. И, конечно, первые ряды дружно хлопали, зал время от времени скандировал название коллектива, а на балладообразном “Царе” даже мелькала зажигалка – ах, их все-таки еще зажигают, поддерживая ретро-дух!
По диспозиции и перемещению по сцене можно было безошибочно узнать координатора творческого процесса и постановщика общения с залом. Если по обоим гитаристам – Бренту Хайндсу и Биллу Келлихеру легко было понять, что Mastodon – синоним техники и методичного исполнения, то по басисту, волочившему на себе груз 80-90% вокальных партий, также без труда можно было заключить, что группа далека от академического занудства и на самом деле очень эмоциональна на сцене. Трой Сандерс осваивал передние и задние части сцены, фланги, играл в паре то с одним гитаристом, то с другим и в определенное время «переводил стрелки», указывая то на Хайндса, то на Келлихера, предсказывая тем самым их роль в развитии песни, будь то меткий риффинг (например, начало “Blood and Thunder”, Келлихер) или соло (не счесть, Хайндс). В целом гитаристы группы были сосредоточены и отдавались хэдбэнгу не так часто, как себе это мог позволить тот же Сандерс, но эффектные вздымания гитар вместе с ним в триумфальные моменты композиций (“March of the Fire Ants” и др.) были священны. Напоминать о существовании скрытого за тарелками Дэйлора не было никакой необходимости – мощные низкие частоты, исходившие от ударной секции, нельзя было не заметить. Создавалось впечатление, что в концертных версиях трэков барабанщик усиливает работу на бочках и одновременно слегка сокращает натиск фирменных сбивок. После исполнения 16 оригинальных вещей Сандерс объявил участников команды, что вроде бы как еще раз подтверждало их не совсем звездный статус, была достигнута договоренность о новых встречах, и реализация сет-листа была опять же завершена кавером. Mastodon ритуально перевернули гитары, Дэйлор разбросал 2 комплекта барабанных палочек, и почти 1,5-часовое пиршество духа от одной передовых команд современности, действительно заслужившей свои титулы, закончилось.
Будет моветоном в очередной раз посетовать на недостаточную посещаемость концертов знаковых групп наших дней, но придется… Сетую. Бывшим же, полагаю, не о чем жалеть: огромные дозы энергетики по умолчанию вкупе с позитивным подходом к делу группы были обеспечены. На самом деле есть большое желание увидеть этих обаятельных (косматых, бородатых, усатых) ребят еще раз, и тогда уже им можно будет отдаться практически целиком «Crack the Skye» (откуда все-таки просились быть сыгранными в этот раз еще пара-тройка шлягеров) и на данный момент еще только грядущему «The Hunter». Для этого же концерта все было как по заказу: обзор творчества с подкупающей душевностью.
Сет-лист:
1. Iron Tusk
2. March Of The Fire Ants
3. Where Strides The Behemoth
4. Mother Puncher
5. Circle Of Cysquatch
6. Aqua Dementia
7. Crack The Skye
8. Ghost Of Karelia
9. Sleeping Giant
10. The Czar
11. The Wolf Is Loose
12. Crystal Skull
13. Bladecatcher
14. Colony Of Birchmen
15. Megalodon
16. Blood And Thunder
17. The Bit (Melvins Cover)
Выражаем благодарность ГлавClub за предоставленные аккредитации.
Текст: Blackknot
Фото: Арсений Харченко

Копирование текста запрещено по желанию автора

Написать Отзыв Узнай, что ещё написала на трибуне Эля. →

Обсуждения 1000

Войди, чтобы ответить

Популярные новинки в разделе Отзыв из Тяжёлый рок и металл

Последние выступления с трибуны фан-клуба →