Я фанат!

Фан-клуб Комиксы

Сейчас ты вот здесь: Фан-Партия  →  Фан-клубы в подполье  → Комиксы  →  Трибуна

Био Все Биографии Написать Био

История комикса

Комиксы

Даже человек, который никогда не держал в руках комикс, прекрасно знает, что это такое, и что собой представляют эти истории в картинках. А благодаря Голливуду, герои американских комиксов стали известны по всему миру. И, хотя у большинства людей комиксы ассоциируются с Америкой, свои истории в картинках существовали или существуют практически во всех частях света.

Комиксы в Азии.

Если говорить об азиатских комиксах, то это, прежде всего, японская манга. Первое упоминание о японских историях в картинках относится к XII веку. Первый комикс представлял собой четыре юмористические истории о животных, изображающих людей, и о монахах, нарушающих устав. Сейчас четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним хранятся в монастыре, где жил их создатель – буддийский монах Тоба. Постепенно манга впитала в себя традиции укиё-э, а позже и западные традиции рисунка.

В том виде, в котором манга существует сейчас, она начала формироваться во время Второй мировой войны, когда ее использовали в пропагандистских целях и издавали на хорошей бумаге за счет государственного финансирования. Окончательно в современном виде манга оформилась в 1947 году с выходом «Shin Takarajima» («Новый остров сокровищ») Осаму Тэдзуки. В этой работе впервые были использованы все те графические приемы, которые до сих пор применяются при создании манги, и без которых она просто немыслима.

В Японии манга очень популярна, ее читают практически все – возрастных рамок не существует. Кроме того, манга составляет примерно четверть всей печатаемой в Японии продукции. Особенности манги: практически вся она черно-белая, за редким исключением; сценарий и расположение кадров сильно отличается от западных аналогов (не смотря на то, что манга развивалась под влиянием Запада), а акцент ставится на линии рисунка, а не на его форме. Бывает, что одни и те же герои кочуют из манги в мангу, но при этом сюжетная связь отсутствует полностью – в одной истории герои могут быть друзьями, а в другой вовсе не знать друг друга.

В Китае существует своя манга – маньхуа. Она довольно похожа на японскую, и ее история также насчитывает несколько веков. Рисунки, отдаленно напоминающие современную маньхуа, сохранились в виде каменных барельефов и изображений на гончарных изделиях, а также в виде сатирических рисунков эпохи Мин (1368-1644 гг. н.э.) и Цин (1643-1911 гг. н. э.). Периодом зарождения традиционной китайской манги называют довольно большой отрезок времени между 1867 и 1927 годами. Развитие маньхуа остановила «культурная революция» (1966-1976 гг.). Однако в это время манга начала активно развиваться в Гонконге и на Тайване, и именно они сейчас являются основными поставщиками маньхуа в Китае.

В Корее существует манхва, при этом в самой Корее словом манхва обозначают мультфильмы и комиксы в целом, а как «корейский комикс» слово употребляется только за пределами страны. В отличие от китайской и японской манги, манхва большей частью читается так же, как и книги на русском языке, т.е. горизонтально слева направо, а не вертикально справа налево.

Не смотря на то, что манга, манхва и маньхуа имеют много общего и даже обозначаются одним иероглифом в языках этих стран, в их культуре и истории существуют и различия.

Интересен тот факт, что только в Японии активно используют мангу как основу для анимационных фильмов, ежегодно выпуская огромное количество аниме сериалов. В Корее, например, мангу чаще используют как основу для драматических сериалов и фильмов, а анимационные экранизации довольно редки.

Комикс в России.

Своеобразным комиксом в России был лубок – вид искусства, для которого характерны доходчивость, лаконичность и емкость образа. Изначально лубок являлся народным творчеством, однако сейчас можно найти и профессиональных художников, использующих приемы лубка.

Название «лубок» появилось в XIX веке. До этого картинки, часто содержащие пояснительные надписи, называли «фряжскими», после «потешными листами» или «простовиками» и «простонародными картинками».

Лубки использовались как собрания самой различной информации – были лубки-азбуки, календари, травники. Довольно часто в виде лубочных картинок записывались сказки и былины.

Своим появлением искусство лубка обязано старообрядцам – картинки с надписями они начали использовать для популяризации определенных идей и сюжетов. Рисунки были намного более наглядным пособием, чем просто написанный текст, особенно учитывая небольшое количество грамотных людей. До сих пор во многих старых русских храмах на стенах сохранились своеобразные комиксы, рассказывающие о жизни святых и их деяниях.

Со временем истории в картинках в России не пропали. Например, в 1898 году в типографии Р. Голике появилась на свет серия открыток, которую многие склонны называть первым настоящим русским комиксом. К сожалению, открытки эти не сохранились, но сохранилось описание одной из них в романе «Пнин» Владимира Набокова: «Понимаете, эти круглые облачка изображают их мысли. Ну вот мы и добрались до самой шутки. Матрос воображает русалку с парой ножек, а киске она кажется законченной рыбкой…».

Одно время лубок активно использовался в качестве агитационного средства. Например, знаменитые «Окна сатиры РОСТА» – серия плакатов, созданная советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Первое «Окно» было выполнено в октябре 1919 года М. М. Черемных, впоследствии к нему присоединился Маяковский, который создавал как рисунки, так и подписи к ним. Потом присоединились Д. С. Моор, И. А. Малютин и другие. В создании плакатов поучаствовали также Казимир Малевич, Илья Машков, Аристарх Лентулов и Кукрыниксы.

Вскоре русский комикс шагнул от плакатов к журналам – «Приключения Макара Свирепого» Б. Антоновского в детском журнале «Ёж», а позднее серия «Умная Маша» Б. Малаховского. С 1956 года начал издаваться детский журнал «Веселые картинки», создатели которого нередко прибегали к форме комикса.

Сейчас комикс в России – не очень популярное явление. Его можно увидеть на страницах некоторых газет в разделе юмора, в детских журналах или на выставках. Истории в картинках считаются детской забавой, наверное, и поэтому это искусство не так распространено у нас, как, например, в США или Японии. Но стоит сказать, что популярность набирает японская манга. Существуют как издательства, занимающиеся публикацией манги в России, так и независимые группы переводчиков. Последние, правда, свои труды публикуют только в интернете.

Написать Био Узнай, что ещё написала на трибуне Nika_ →

Обсуждения 1000

Войди, чтобы ответить

Популярные новинки в разделе Био из Комиксы

Последние выступления с трибуны фан-клуба →