Я фанат!

Фан-клуб Классическая музыка

Сейчас ты вот здесь: Фан-Партия  →  Фан-клубы в разделе Музыка  → Классическая музыка  →  Трибуна

Био Все Биографии Написать Био

Классическая музыка

Вероника (Вера) Ивановна Борисенко – русская певица (меццо-сопрано). Голос певицы хорошо знаком любителям оперы старшего и среднего поколения. Записи Вероники Ивановны часто переиздавались на грампластинках (ряд записей переиздан сейчас на CD), звучали по радио, в концертах.

Родилась Вера Ивановна в 1918 году в Белоруссии, в деревне Большие Немки Ветковского района. Дочь железнодорожника и белорусской ткачихи, она поначалу и не мечтала о профессии певицы. Правда, её тянуло на сцену и, окончив семилетку, Вероника поступает в театр рабочей молодёжи в Гомеле. Во время спевок хора, разучивавшего массовые песни к Октябрьским праздникам, её яркий низкий голос легко перекрывал звучание хора. На выдающиеся вокальные данные девушки обращает внимание руководитель хора – директор Гомельского музыкального техникума, который настоял на том, чтобы Вера Ивановна училась пению. Именно в стенах этого учебного заведения и началось музыкальное воспитание будущей певицы.

Чувство благодарности и любви к своему первому педагогу, Вере Валентиновне Зайцевой, Вероника Ивановна пронесла через всю свою жизнь. "В течение первого года обучения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, которые я повторяла бесконечное количество раз, – рассказывала Вероника Ивановна. – И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна разрешила в первый год занятий спеть романс Даргомыжского “Мне грустно”. Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице". Затем Вероника Ивановна поступает в Белорусскую госконсерваторию в Минске, целиком посвящая себя пению, которое к тому времени стало окончательно её призванием. Великая Отечественная война прерывает эти занятия, и Борисенко входит в состав концертных бригад и едет на фронт, чтобы там выступать перед нашими бойцами. Затем её отправляют доучиваться в Свердловск в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. Вероника Ивановна начинает выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета. Она дебютирует в партии Ганны в “Майской ночи”, причём внимание слушателей привлекает не только обширный диапазон, но и, в особенности, красивая тембровая окраска её голоса. Постепенно молодая певица начала приобретать сценический опыт. В 1944 году Борисенко переходит в Киевский театр оперы и балета, а в декабре 1946 года её принимают в Большой театр, где она проработала с небольшим перерывом в три года до 1977 года, на сцене которого она с успехом спела партии Ганны (“Майская ночь”), Полины (“Пиковая дама”), Любаши “Царская невеста”), Груни (“Вражья сила”). Особенно Вере Ивановне на начальном этапе выступлений в Большом удалась партия и образ Кончаковны в “Князе Игоре”, потребовавшем от актрисы особенно напряжённого труда. В одном из писем А. П. Бородин указывал, что его “тянет к пению, кантилене”. Это стремление великого композитора ярко и своеобразно проявилось в знаменитой каватине Кончаковны. Принадлежа к числу лучших страниц мировой оперы, эта каватина отличается удивительной красотой и гибкостью орнаментальной мелодии. Исполнение Борисенко (сохранилась запись) – свидетельство не только о законченности вокального мастерства, но и о тонком чувстве стиля, присущем певице.

По воспоминаниям коллег Вероника Ивановна с огромным увлечением работала и над другими образами в русской классической опере. Её Любовь в “Мазепе” полна энергии, жажды действия, это – подлинная вдохновительница Кочубея. Немало потрудилась актриса и над созданием цельных и ярких образов Весны-Красны в “Снегурочке” и Груни в шедшей тогда на сцене Большого театра опере А. Серова “Вражья сила”. Полюбился Веронике Ивановне и образ Любавы, она так говорила о своей работе в “Садко”: “С каждым днём я всё больше начинаю любить и понимать обаятельный образ Любавы Буслаевны – жены новгородского гусляра Садко. Кроткая, любящая, страдающая, она отражает в себе все черты искренней и простой, нежной и верной русской женщины”.

В репертуар В. И. Борисенко входили также партии из западноевропейского репертуара. Особенно отмечали её работу в “Аиде” (партия Амнерис). Певица искусно показывала различные стороны этого сложного образа – надменное властолюбие гордой царевны и драматизм её личных переживаний. Большое внимание Вероника Ивановна уделяла камерному репертуару. В её исполнении часто звучали романсы Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Рахманинова, произведения Генделя, Вебера, Листа и Массне.

Написать Био Узнай, что ещё написала на трибуне Marinike →

Обсуждения 1000

Войди, чтобы ответить

Популярные новинки в разделе Био из Классическая музыка

Последние выступления с трибуны фан-клуба →