Я фанат!

Фан-клуб Классическая музыка

Сейчас ты вот здесь: Фан-Партия  →  Фан-клубы в разделе Музыка  → Классическая музыка  →  Трибуна

Био Все Биографии Написать Био

Классическая музыка

Два с лишним столетия отделяют нас от времени, в котором жил и творил Моцарт. То были века, наполненные важнейшими историческими событиями, коренным образом изменившими и образ жизни людей и самый лик планеты. Но неизменно живо и прекрасно искусство одного из величайших музыкальных гениев человечества. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки», — сказал как-то Чайковский. Другой гениальный творец, Шостакович дал ему такое определение: «Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии». Универсальность гения Моцарта поражает. Он равно велик и в оперном, и в симфоническом творчестве, и в камерных, и в хоровых сочинениях. В каждом из жанров, к которым он обращался, им были созданы непревзойденные шедевры.

Недолгий жизненный путь Моцарта был полон контрастов. Вундеркинд, в четыре года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он еще в раннем детстве завоевал всеевропейскую славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Находясь в почти крепостной зависимости от деспотичного архиепископа Зальцбургского, он, порвав эти путы, испытал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнетом отчаянной нужды и, несмотря на это, сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы.

Гениальный оперный композитор, оставивший в своем наследии такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около пятидесяти симфонических циклов. Первые симфонии, созданные им в шестилетнем возрасте, были подражанием стилю Иоганна Христиана Баха, последние же оказали воздействие на поздние симфонии Гайдна и предвосхитили появление симфоний Бетховена и Шуберта. К глубочайшим по мысли и выражению чувств творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный шедевр — Реквием.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, столице небольшого духовного графства. Отец его, Леопольд Моцарт, был членом капеллы архиепископа Зальцбургского, хорошим скрипачом, ставшим впоследствии капельмейстером, и автором многих музыкальных сочинений. Он был первым учителем сына, в самом раннем детстве выказавшим феноменальные способности. В четыре года малыш пытался сочинить клавирный концерт, хотя и не умел еще записывать ноты, а в семь лет, получив в подарок скрипку, смог заменить второго скрипача в трио, сыграв его партию с листа. К счастью, отец был превосходным педагогом, умело направлявшим развитие гениально одаренного ребенка. Такого умного и чуткого воспитателя не имел ни один композитор XVIII века.

С начала 1762 года Леопольд Моцарт стал вести тетрадь, в которую записывал сочинения сына — сначала мелкие клавирные пьесы, а потом и более крупные опусы. В том же году семья Моцартов отправилась в первую концертную поездку по странам Европы. Поездка длилась в общей сложности три года, причем маленький Вольфганг везде вызывал восторг и удивление, подчас смешанные с недоверием, настолько невероятными казались его музыкальные способности.

Вольфганг вместе с сестрой выступали перед самой изысканной публикой. В Версале их слушал Людовик XV, в Париже — маркиза Помпадур, в Лондоне — королевская чета, в Голландии — принц Оранский. Маленький Моцарт выступал и как исполнитель на клавире, и как скрипач. В программах концертов были не только произведения, выученные ранее, как чужие, так и собственные, которые он сочинял непрерывно, несмотря на постоянные переезды и огромное утомление от концертов, но и импровизации на темы, заданные слушателями, причем иногда задавалась не только тема, но и форма, в которой ее следовало воплотить. Многие слушатели подозревали подделку, считая, что такой маленький ребенок не может сочинять, а исполняет музыку своего отца.

За рубежом маленький Моцарт выучился играть на органе и написал, кроме множества клавирных сочинений, свои первые симфонии. Тогда же были опубликованы и его первые сонаты. Работа была колоссальной, совершенно непосильной для ребенка. Но отец, невзирая на это, упорно продолжал гастроли: он мечтал обеспечить сыну европейскую известность, чтобы облегчить его жизнь в будущем. Однако время показало, что он просчитался. Изысканная публика воспринимала его детей не как серьезных музыкантов, а как своего рода курьез, чудо природы, и приходила не слушать музыку, а посмотреть на малыша в придворном костюме, способного на такие кунстштюки. В поездке Моцарт не только давал концерты и занимался, но и слушал много музыки. Он познакомился с итальянской оперой, особенно полно представленной в Лондоне; в Мангейме услышал лучший в Европе оркестр, исполнявший симфонии; в Париже с удовольствием побывал на спектаклях комических опер Дуни и Филидора, представлявших собой совершенно иное, по сравнению с итальянской оперой, искусство. Все это расширило кругозор юного музыканта, принесло новые впечатления, дало пищу для размышлений и немедленно отразилось в его собственных сочинениях.

По возвращении в Зальцбург мальчик принялся за серьезное изучение контрапункта и партитур великих мастеров прошлого. Его творчество стало постепенно освобождаться от сиюминутной исполнительской зависимости — он пишет уже не только то, что надо непременно исполнить на следующем концерте. Из-под его пера появляется и бытовая музыка того времени — кассации и серенады для инструментальных ансамблей, а также итальянские арии и духовные кантаты.

В 1767 году отец, памятуя о бурном успехе сына в Вене, снова везет его в столицу Австрийской империи, но на этот раз его надежды не оправдываются. А в следующем году, когда Моцарты вновь появляются в Вене, против юного гения, уже не забавного вундеркинда, а 12-летнего мальчика, начинаются интриги: придворные музыканты прозорливо чувствуют в нем серьезного соперника. В начале 1769 года Моцарт возвращается с отцом в Зальцбург, где архиепископ зачисляет юношу на службу в свою капеллу, впрочем, не платя за это ни гроша. Он считает, что достаточно сделал для Моцартов, милостиво разрешив своему капельмейстеру столь долгое отсутствие. В Зальцбурге Вольфганг продолжает свои обычные занятия: много сочиняет в самых различных жанрах — от кассаций и менуэтов до месс и Te Deum.

Отец, желая завершить образование сына, в конце года везет его в Италию. Поездка длится до марта 1771 года. Впоследствии юный Моцарт еще дважды посещает Италию. Как и в других странах, в Италии Моцарт удивляет музыкантов мастерством исполнителя, импровизатора, композитора. Моцарту заказывают оперу-seria «Митридат, царь Понтийский» и ставят ее в Милане. Опера пользуется огромным успехом, публика кричит: «Браво, маэстрино!». Заказы поступают со всех сторон. Одновременно с сочинением опер Моцарт изучает хоровую полифонию старых итальянских мастеров, занимается у знаменитого падре Мартини и проходит труднейшее испытание в Болонской академии: на традиционном академическом конкурсе всего за полчаса пишет полифоническое хоровое сочинение на тему григорианского хорала, выдержанное в строгом старинном стиле. И происходит небывалое: юному музыканту не просто дают диплом об окончании, его избирают в члены Болонской музыкальной академии.

Вернувшись домой победителем, Моцарт пишет оперы, концерты, симфонии, камерные произведения, но при этом остается придворным концертмейстером архиепископа Зальцбургского. Проходит год за годом в одних и тех же занятиях, на одном и том же месте.

Материальные дела его не блестящи, и отец подумывает о новом турне по странам Европы. Однако архиепископ отказывает в отпуске, В 1777 году Моцарт чувствует, что не может больше прозябать в Зальцбурге, и отец отправляет сына в поездку по Европе с матерью. Моцарт пытается найти себе оплачиваемую должность, но устроиться нигде не может. Особенно долго он задерживается в Мангейме. Не только слава здешнего оркестра привлекает его. Завязав дружеские связи со многими музыкантами, он бывает в их домах и знакомится с молоденькой певицей, дочерью театрального суфлера и переписчика Алоизией Вебер. Он сочиняет для нее арии, а отцу пишет восторженное письмо, в ответ на которое получает суровую отповедь. Леопольд Моцарт думает о будущем сына, а не о его влюбленности, и требует немедленного отъезда.

Моцарт едет в Париж, но надежды обманывают его. Известный французский просветитель Гримм пишет по этому поводу отцу Моцарта: «Он слишком доверчив, мало активен, легко дает себя обмануть, не умеет пользоваться случаем… Здесь, чтобы преуспеть, нужно быть хитрым, предприимчивым, дерзким. Я бы желал, чтобы судьба дала ему вдвое меньше таланта и вдвое больше ловкости… Публика. … придает значение только именам». Вдобавок к неудачным попыткам как-то пробиться, тем более тщетным, что парижская публика в эти дни всецело занята ожесточенными спорами между сторонниками оперной реформы Глюка и теми, кто предпочитает оперы итальянца Пиччинни, в Париже его постигает тяжелая утрата — умирает мать. Осиротевший, разочарованный, в начале 1779 года Моцарт возвращается в Зальцбург, где стараниями отца получает должность органиста и капельмейстера.

Теперь он больше не свободен: обязанности придворной службы строго регламентируют его жизнь. Все же пребывание в Париже оказалось полезным, так как реформаторские идеи Глюка произвели на него огромное впечатление и заставили задуматься о новых путях развития оперы. Моцарт очень много сочиняет — симфонии, инструментальные концерты, серенады, дивертисменты, квартеты, духовную музыку. И с каждым днем все более нестерпимой становится для него зависимость от архиепископа, тем более тяжкая, что прежний зальцбургский владыка, просвещенный и терпимый, отпускавший его отца в многолетние путешествия, умер, и его место занял ограниченный и деспотичный человек.

Особенно тягостным положение Моцарта стало в Вене, куда в 1781 году архиепископ явился вместе со своим двором. Композитор терпел унижения, главным образом ради отца, к которому был горячо привязан, но, наконец, потребовал отставки. Отцу, оставшемуся в Зальцбурге, он писал: «Я еще полон желчи! И вы, мой самый лучший и любимейший отец, конечно, сочувствуете мне. Мое терпение испытывали так долго, что оно, наконец, лопнуло. Я больше не настолько несчастен, чтобы быть на зальцбургской службе. Сегодня счастливейший день для меня». В ответ на возражения отца, не понимавшего его поступка, небывалого и неслыханного в те годы, когда все музыканты стремились занять какую-то придворную должность, чтобы иметь обеспеченный заработок, Моцарт рассказал о возмутительном отношении к нему графа Арко, посредника между ним и архиепископом, и заключил свое письмо знаменательными словами, в которых слышится уже неукротимый дух Бетховена: «Сердце облагораживает человека, и если я все же не граф, то мое нутро, вероятно, более честно, чем графское; пусть он придворный слуга или граф, но если он меня оскорбляет — он сволочь».

Началась свободная, самостоятельная жизнь. Именно в этот период создаются Моцартом его лучшие, вершинные сочинения во всех жанрах. В 1782 году он женится на Констанце Вебер, младшей сестре Алоизии, к тому времени вышедшей замуж. И в этом он поступает вопреки чаяниям отца. В том же году появляется опера «Похищение из сераля», в которой композитор осуществляет свою давнюю мысль о создании национальной оперы на основе зингшпиля. «Похищение из сераля» пользуется успехом в Вене, ставится в других городах. Моцарт рассчитывает на широкую концертную деятельность, на приглашения в Лондон и Париж, работу в знатных домах, оперные заказы, но… начинаются интриги, зависть, мелкие расчеты венских музыкантов, и композитору приходится очень нелегко. Отдушиной оказывается дружба, завязавшаяся между Моцартом и почтенным, пребывающим на вершине славы Гайдном. Моцарт многое черпает в поздних сочинениях Гайдна, но и в произведениях маститого маэстро, написанных уже после смерти Моцарта, чувствуется влияние последнего.

За «Похищением из сераля» следует «Свадьба Фигаро». Опера ставится в Вене, но, несмотря на громкий успех первых спектаклей, быстро сходит со сцены из-за интриг. Зато долгий и прочный успех «Свадьба Фигаро» имеет в Праге. С тех пор Моцарт навсегда полюбил Прагу и ее публику, которую называл «мои пражане». Для Праги, куда он ездил в 1787 году, написан и «Дон Жуан» — «веселая драма», как определил ее жанр автор — произведение новаторское, одно из лучших в мировом оперном репертуаре.

Возвратившись в Вену, Моцарт приступил к обязанностям придворного камер-музыканта. Эта должность была предоставлена ему после смерти занимавшего ее Глюка. Однако своей новой работой Моцарт также тяготился: композитору, создавшему величайшие творения, приходилось писать музыку для придворных балов и другие малозначительные сочинения по случаю. В 1788 году появляются три его последние симфонии, которые знаменуют и вершину моцартовского симфонизма.

Ни придворная должность, ни многочисленные заказы, ни постановки опер не спасают Моцарта от нужды. Все последние годы он бьется, чтобы обеспечить заработок, необходимый для содержания семьи, которая с рождением детей разрастается. Надеясь поправить свои дела, он в 1789 году предпринимает поездку в любимую Прагу, затем едет в Берлин, Дрезден, Лейпциг. Его концерты проходят с громадным успехом, но денег не приносят. Он выступает в Потсдаме, при прусском дворе, и король предлагает ему остаться на придворной службе, но композитор считает неудобным бросить службу в Вене. После возвращения с гастролей Моцарт создает, одну за другой, три совершенно различные оперы: буффа «Так поступают все женщины», итальянскую seria «Милосердие Тита» и поэтическую философскую оперу-сказку в жанре зингпшиля — «Волшебную флейту». Последним, незаконченным творением уставшего, больного и измученного композитора стал Реквием.

Моцарт скончался 5 декабря 1791 года в Вене. Похоронили его в общей могиле, так как денег на погребение не было. Жена, плохо себя чувствовавшая, на кладбище не поехала, и скоро самый след его праха затерялся. Много лет спустя на другом, Центральном кладбище, куда был перенесены останки Бетховена и Шуберта, где нашли последнее пристанище Брамс, Гуго Вольф и другие великие венцы, был поставлен памятник — как знак того, что именно здесь должен был упокоиться австрийский гений.

Вскоре после смерти Моцарта поползли слухи о том, что его из зависти отравил Сальери. Поговаривали, что перед смертью Сальери сам признался в этом. Однако умирал Сальери в психиатрической клинике, и врач и санитары поклялись, что не слышали никакого признания, а посторонних к больному не допускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в свершившемся злодействе и в том, что человек, освиставший «Дон Жуана», мог отравить его создателя, основано только на слухах. На венской премьере «Дон Жуан» провалился, и даже если Сальери свистел, этого никто бы не заметил. В Праге же, где опера имела потрясающий успех, Сальери не было. Последние изыскания исследователей заставляют полностью отказаться от этой романтической легенды.

Написать Био Узнай, что ещё написала на трибуне Ladyhawke. →

Обсуждения 1000

Войди, чтобы ответить

Популярные новинки в разделе Био из Классическая музыка

Последние выступления с трибуны фан-клуба →